Покупка Продажа НБУ
USD 26.30000 26.80965 26.53890
EUR 31.00000 31.74603 31.36367
RUB 0.45000 0.48001 0.46145

Toyota Land Cruiser - история с самого начала

Отдавая дань уважения легендарному внедорожнику, мы вспомнили всю его длинную историю.
Toyota Jeep BJ
Toyota Jeep BJ с двух шагов и не отличишь от американских Bantam и Willys MA. Главное отличие японской машины – значительно большие размеры.

Удивительно, но благодарить за появление в гамме Toyota большого внедорожника нужно... Иосифа Сталина и Мао Цзедуна! Именно их политика по распространению коммунизма в послевоенном мире привела к Корейской войне и созданию КНДР. После этого американцы, напуганные всё возрастающей мощью коммунистов в Восточной Азии решили, что их главный форпост в регионе – Япония, – находится под угрозой, и неплохо бы было улучшить обороноспособность Страны восходящего солнца.

Toyota FA 60
Двигателем с BJ поделились грузовики серии BX, которые представляли собой перелицованные... Chevrolet! Двигатели семейства F также сначала дебютировали на грузовиках FA, один из которых показан на этом фото.

Одним из шагов в этом направлении стало создание японцами собственного внедорожника. В Mitsubishi просто купили лицензию на производство американского Jeep, в Nissan выпустили его переработанную и нелицензионную копию под именем Patrol, а вот в Toyota вынуждены были всё делать сами – у компании просто не было подходящего четырёхцилиндрового двигателя. В итоге новый Toyota Jeep оснастили шестицилиндровым мотором объёмом 3.4 литра от... грузовика! Зато 86 л.с. и 215 Нм хватало всегда и везде – конструкторы даже смогли обойтись без понижающей передачи!

 
 
 
Toyota MA
Этот кургузый автомобильчик – первый внедорожник в истории Toyota. MA делали в условиях войны буквально на коленке. Проходимость была ограничена огромными редукторами грузовых мостов.

Интересно, что это был не первый опыт Toyota по созданию своего «Джипа». Ещё во время Второй Мировой, японская армия захватила на Филиппинах несколько оригинальных Bantam MK II, после чего приступила к созданию собственного компактного внедорожника. Итогом этой работы стала Toyota AK, у которой был... четырёхцилиндровый мотор, как и у оригинала. Его недостаточная мощность привела к необходимости использовать двухступенчатый понижающий ряд. Но японцам так и не удалось наладить массовое производство машины, они редко использовались в бою и до наших дней дошли считанные фотографии. Более того, новый «джип» Toyota не получил ни одного агрегата от AK.

Toyota BJ Land Cruiser
А это первый внедорожник Toyota, официально носивший имя Land Cruiser. Но решётка радиатора выдаёт источник вдохновения – тут явно пахнет внедорожниками Jeep.

Прародитель Land Cruiser получил имя Toyota Jeep или BJ, где буква B означала семейство двигателя, а J – «Джип». В силу того, что по итогам Второй Мировой Японии было запрещено иметь свои вооруженные силы, главным заказчиком нового внедорожника стали полицейские и силы самообороны. Ещё до начала массового производства японцы принялись рекламировать свой автомобиль, причём выбрали для этого самый эффектный способ – заводской водитель-испытатель поднялся на BJ на... гору Фудзи! Конечно, до кратера Toyota не доехала, добраться удалось до шестой заставы, за которой дороги уже не было – только козьи тропки.

Toyota Land Cruiser 20
Для увеличения пространства в салоне, двигатель на 20-й серии был смещён вперёд, колея расширена, а запасное колесо переехало на борт. В экстерьере не осталось ничего от американского Jeep.

Рождение Land Cruiser

Спустя год, обеспокоенные производством потенциального конкурента, американцы потребовали от Toyota отказаться от имени Jeep, и японцам пришлось выдумывать новое имя. Технический директор проекта Ханжи Умехара нарёк своё детище Land Cruiser, что стало очевидным выпадом в сторону Land Rover, которые были лишь на пару лет старше. Причём, Умехара даже не пытался выдать схожесть названий японской и британской машин за совпадение. Уже в начале 50-х годов японскому правительству стало ясно, что без агрессивного экспорта разрушенную американскими бомбами и нищую Японию не поднять из руин, поэтому любой японский производитель смотрел, прежде всего, за океан. Туда, где из Тихоокеанских вод поднимался крупнейший рынок планеты – Америка.

панель приборов Toyota Land Cruiser 20
Приборная панель выдавала желаемое за действительное – ни о каких 80 милях или 128 км/ч речи и не шло! Приборная панель 20-ки, кстати, почти без изменений перекочевала на сороковую серию

Поэтому уже в 1955 году BJ переживает первое обновление, призванное сделать его цивильнее. Новая машина получила заводское обозначение J20 или 20 серия – это первая серия в истории Land Cruiser. «Двадцатка» отличалась от BJ не только стильным внешним видом и комфортным салоном, но и увеличенной длинной, иными четырёхлистовыми рессорами и новым 6-цилиндровым мотором 3.9 мощностью 105 л.с. Из-за того, что этот мотор относился к серии F, «двадцатки» и их последователей стали называть FJ. В 1957 году дебютировал первый Land Cruiser с цельнометаллическим кузовом, а ещё год спустя производство машины наладили в Бразилии под именем Toyota Bandeirante. Таким образом, Land Cruiser стал первой Toyota, которую начали выпускать за пределами Японии.

Toyota Land Cruiser 45
Первое время под именем Land Cruiser 45 в гамме 40-й серии присутствовал и большой пассажирский внедорожник с тремя рядами сидений. Такие машины красились в сочетание кремового с тёмными цветов.

Легенда во плоти

«Двадцатка» продержалась на конвейере не дольше оригинального BJ – компания стремительно развивалась, и для закрепления успеха постоянно модернизировала свои машины. Поэтому в 1960 году на конвейер встала легендарная «сороковка» – машина 40 серии. Её производство в Бразилии было прекращено лишь в... 2002 году! Ни одна другая Toyota не продержалась на конвейере так долго. Да и в Японии модель выпускали вплоть до 1985 года. От «двадцатки» FJ40 отличался чуть большими размерами, более привлекательным внешним видом, улучшенным интерьером и наличием понижающей передачи, что вывело проходимость Land Cruiser на невероятный уровень.

интерьер Toyota Land Cruiser 40
Обратите внимание на абсолютную симметричность интерьера сороковой серии – это сделано специально для удешевления производства версий с рулями с разной стороны. Более того, превратить праворульную машину в леворульную можно было и своими руками!

А ведь модернизации подвергся и двигатель серии F, который теперь выдавал 135 л.с. Но главное – Toyota, наконец, приобрела новые прессы, которые позволили резко увеличить объёмы производства: в 1965 году с конвейера сошёл 55 000-ый  «Крузак», в 1968 – 100 000-ый, в 1972-м – 200 000-ый, а в 1973-м – 300 000-ый. Land Cruiser становится самой популярной Toyota на экспортных рынках. Более того, машина ещё и приносила очень хорошую прибыль с каждой проданной машины. Но в Японии дела не клеились – из-за большого мотора Land Cruiser попадал в налоговую категорию лёгких грузовиков, что делало стоимость владения непомерно высокой.

Toyota Bandeirante
Рама и кузов от 40-й серии, дизель Mercedes-Benz, грузовой кузов, – таков рецепт, по которому в Бразилии долгие 40 лет почти без изменений выпускали Bandeirante.

Наконец, в 1974 году японцы ввели в гамму двигателей дизель серии B, объёмом 3.0 литра и мощностью 78 л.с. Такая машина уже считалась легковой и облагалась меньшим налогом – Land Cruiser начал завоёвывать Японию. Забавно, что несмотря на то же обозначение, что и у самого первого двигателя Land Cruiser, новый мотор серии B не имел с оригинальной «бэшкой» ничего общего. Тем не менее, BJ вернулся! И всё же «сороковка» была слишком уж брутальной и пролетарской, в то время как в конце 60-х на рынок выходило всё больше комфортных внедорожников для всей семьи. Рынок требовал несколько иной машины, и Toyota нашла чем ответить.

Toyota Land Cruiser 55
55-я серия позиционировалась как машина для активного отдыха, а не для работы. Поэтому в гости ко львам на ней нужно приезжать исключительно в туристических целях.

Ещё один «Крузак»  

Начиная с 1967 года, в гамме Toyota всегда было, как минимум, два Land Cruiser: более компактный, доступный в том числе и с тремя дверьми, эволюционировавший в Prado, и большой пятидверный многоместный внедорожник. Первым таким полноценным station wagon стало поколение J50. Машина радовала невиданным доселе уровнем комфорта: передняя панель из пластмассы, поясные ремни безопасности, возможность заказать отдельные передние сиденья вместо дивана, АМ-радио, кондиционер. Кроме того, Land Cruiser стал безопаснее – это первый внедорожник Toyota, который прошёл обязательный сертификационный краш-тест на скорости 50 км/ч в США. Наконец, это первый Land Cruiser, который мог разогнаться до предельных на заокеанских хайвеях 120 км/ч.

Toyota Land Cruiser 55
Land Cruiser 55 умудрился завоевать... британский рынок! Пока Land Rover продолжал клепать брутальные вездеходы, японцы уводили у англичан домашний рынок. Не изменил ситуацию и вышедший в 1970-м Range Rover – у него было только три двери и стоил он дороже.

Японцам повезло – в конце 60-х американцы постепенно открывали для себя, что внедорожник может быть и неплохим семейным автомобилем, а энергетический кризис начала 70-х сделал оснащённые 6-цилиндровыми моторами Toyota куда более привлекательными для покупателей, чем Jeep и Chevrolet с их прожорливыми V8. «Пятидесятка» продержалась на конвейере долгие 14 лет, причём первые 10 лет никто в Тойота-сити даже не брался за разработку машины следующего поколения. А ведь J50 представляла собой глубоко модернизированную и переработанную машину сороковой серии.

Toyota Land Cruiser 40 и 60
Одно имя и две совершенно разные машины – в начале 80-х под именем Land Cruiser продавались современная 60-я серия и 40-я, которая, казалось, видела живых динозавров. Самое удивительное, что обе пользовались спросом.

Первый же Land Cruiser, который изначально разрабатывался как комфортное семейное авто для перевозки пассажиров и их багажа, а не как маленький вездеход для работы и приключений, – это J60. Большинство двигателей на «шестидесятке» имели шесть цилиндров, за исключением единственного 3.4-литрового четырёхцилиндрового дизеля. И всё же Land Cruiser по-прежнему должен был быть способен преодолеть самое тяжёлое бездорожье. Поэтому никуда не делись неразрезные мосты на рессорах, понижающая передача и блокировки дифференциалов, а в списке опций по-прежнему значилась лебёдка. Правда, кондиционер и отдельный отопитель для задних пассажиров среди опций тоже значились.   

модельная гамма Toyota Land Cruiser
Вся гамма Land Cruiser конца 80-х: в первом ряду – Prado и пикап 70-й серии, во втором ряду – внедорожники 60-й и 70-й серии, в третьем ряду – пара Prado.

Prado выходит на сцену

 

К середине 80-х J40 превратилась в памятник самому себе. Невероятно проходимый, неубиваемый, но древний и аскетичный. Toyota требовалась машина, которая бы сочетала в себе положительные качества J40 с комфортом современного автомобиля. Ответом на вызов стал Land Cruiser 70-й серии – автомобиль, по своей легендарности способный поспорить с «сороковкой». Начнём с того, что он... до сих пор выпускается! Правда, пока J70 выпускается «лишь» 31 год, в то время как J40 под именем Bandeirante продержался на конвейере аж 42 года. Так как 70-ка должна была продолжить дело J40, то конструкция изначально была рассчитана на тяжёлые условия эксплуатации и использование в том числе и в коммерческих целях: так, среди модификаций присутствовали пикап и трёхдверный длиннобазный внедорожник для перевозки большого числа пассажиров.

Toyota Land Cruiser 75
Годы слегка преобразили 75-ую – у неё появился более комфортабельный салон, мощный дизель V8 и слегка изменённая внешность. Но на ней по-прежнему можно пересечь аравийскую пустыню в поисках нефти или выиграть войну где-нибудь в Африке.

Машина мгновенно стала любимицей Африки, где серьёзно потеснила Land Rover, поступила на военную службу в армии многих стран Персидского залива и Чёрного континента, а также стала одной из основных машин ООН. Параллельно классической J70 японцы разработали в этой серии и более лёгкую модель, предназначенную для личного использования в рекреационных целях. Этот автомобиль получил имя Land Cruiser II, Prado и Bundera. Если большая «семидесятка» получила 4.0-литровый бензиновый мотор, то Prado – 2.4-литровый бензиновый двигатель, а также двухлитровые атмосферный и турбо-дизели. Изначально машина была доступна только в трёхдверном кузове, но позже добавился и пятидверный универсал, а в 1990 году Prado пережила рестайлинг и окончательно выделилась в отдельную серию. 

Toyota Land Cruiser 80
80-ка – это всё ещё суровый вездеход, способный своим ходом добраться до самых отдалённых уголков саванны. Это последний Land Cruiser с двумя мостами, атмосферным дизелем и рядным бензиновым мотором.

Последний бойскаут

В 1990 году дебютировал Land Cruiser 80 – модель, ставшая переходной от эпохи аскетичного поиска приключений к эпохи красивой жизни. На «Крузак» по-прежнему устанавливались низкофорсированные шестицилиндровые двигатели, в том числе атмосферные дизели. В передней подвеске по-прежнему использовался неразрезной мост, а на некоторых рынках присутствовала версия с подключаемым полным приводом. И всё же «восьмидесятка» стала большим шагом в сторону комфорта и современных технологий. Именно на машинах этой серии впервые в истории Land Cruiser появились: ABS, фронтальные подушки безопасности, постоянный полный привод, электронно управляемый центральный дифференциал...

интерьер Toyota Land Cruiser 80
Интерьер топовых версий наглядно демонстрировал смену курса – Land Cruiser теперь предназначался не только для лесничих, сёрферов и путешественников, но и для арабских шейхов, русских мафиози и звёзд НБА.

Добавьте к этому просторный салон, который можно было полностью затянуть в кожу, современный на то время аэродинамический дизайн (хотя машину и прозвали за него «пузырём»), и станет ясно, почему успех Land Cruiser вышел на новый уровень. «Восьмидесятка» появилась в правильное время – в начале 90-х, когда большие внедорожники стремительно вытесняли классические седаны и минивены с рынка по всему миру. Ну, а для россиян именно J80 стал первым Land Cruiser, который можно было купить новым в автосалоне. Надёжность и проходимость машины мгновенно сделали её любимицей россиян. Со временем в страну хлынуло и огромное количество поддержанных «восьмидесяток» с правым рулём, большинство из которых до сих пор активно используются.

Toyota Land Cruiser Prado
90-й Prado мог похвастать кожаным салоном, деревянной отделкой, климат и круиз-контролями и даже двигателем V6, но это не отменяло того, что Land Cruiser должен пройти по тяжёлому бездорожью. Просто теперь его преодоление стало куда комфортабельнее.

Ещё больше цивилизации

В начале 90-х годов на многих рынках, в том числе и японском, взошла звезда Mitsubishi Pajero. Хороший «проходимец», комфортабельный на дороге и солидный внешне, Mitsubishi, что называется, попал в струю. Как водится, в Тойота-сити ответили залпом из всех орудий. Появившийся в 1996 году Prado 90-й серии заложил основу философии всех последующих представителей этойё модели: сочетание комфорта седана бизнес-класса, проходимости вездехода и сносной управляемости на асфальте. За первый пункт отвечал кожаный салон с деревянной отделкой, климат-контролем, круиз-контролем, аудиосистема с хорошим звуком и электроприводы сидений.

Toyota Land Cruiser Prado
Land Cruiser Prado по-прежнему может быть очень разным: трёх- и пятидверным, с мощным шестицилиндровым мотором и кожаным салоном или со слабым дизелем, МКП и некрашеными бамперами.

За второй – рама, неразрезной задний мост, «понижайка» и тяговитые моторы: шестицилиндровые рядные дизели объёмом 3.0 литра, бензиновый рядный 2.7-литровый мотор и бензиновый V6 3.0. Ну, а улучшения управляемости удалось добиться благодаря применению независимой передней подвески спереди и пружин сзади. Последующие Prado 120-й и 150-й серий, появившиеся в 2002 и 2009 годах, были выполнены по тому же рецепту. Разве что рос объём двигателей: исчезли из гаммы атмосферные дизели, увеличилось число опций, а мотор V8 появился на некоторых рынках. Действительно, зачем менять концепцию, если она вот уже 20 лет приносит успех?

Toyota Land Cruiser 100
Дорогой отель, чемоданы Louis Vuitton, – Land Cruiser 100 окончательно закрепил модель в премиальном сегменте. На нём впервые в истории модели появился цветной ЖК-дисплей и навигация.

По тому же пути шло развитие и больших «Крузаков». Почти сразу после дебюта «восьмидесятки» японцы принялись за разработку наследника – финальный дизайн J100 был принят ещё в 1994 году. Land Cruiser 100 стал настоящим прорывом – машина впервые в своей истории лишилась неразрезного моста в передней подвеске. Чтобы не отпугнуть клиентов, ценивших неубиваемость J80 на бездорожье, под общим именем Land Cruiser 100 продавалось две по сути разные машины: 100 и 105. Первый получил мощные V8, независимую переднюю подвеску, роскошный салон и заднюю дверь с подъёмной верхней частью и откидным бортом. Ну, а 105-й Land Cruiser – это два моста, атмосферный дизель, тканевый салон и распашные задние двери. «Сто пятый» продавался в Африке, Южной Америке, России и Австралии, в то время как «сотка» была доступна на всех рынках.

Toyota Land Cruiser 200
Двухсотый окончательно превратил Россию в свой феодальный удел. Конкуренты вместе взятые не могут продать и половины от объёма продаж Land Cruiser 200.

В 2007 году дебютировало текущее поколение большого Land Cruiser – J200. «Двухсотка» стала ещё одним шагом в сторону комфорта и премиальности. Четырёхзонный климат-контроль, системы бесключевого доступа и запуска двигателя кнопкой, 10 подушек безопасности, а также продвинутые системы помощи на бездорожье. При этом «Крузак» сохранил довольно консервативную конструкцию: неразрезной задний мост и раму. Последнюю взяли от пикапа Tundra второго поколения, но сократили и усилили дополнительными поперечинами. Гамма двигателей, как всегда, сильно различается от рынка к рынку, но почти на всех рынках Land Cruiser 200 предлагается только с V8. Единственное исключение – 4.0 V6 от Prado, доступный на Ближнем Востоке. А в США «двухсотка» получила самый большой двигатель в своей истории – 5.7 литровый V8, мощностью 388 л.с. от Lexus LX570.

Toyota Land Cruiser Prado
И сейчас, спустя 65 лет после дебюта, Land Cruiser остаётся одним из последних честных внедорожников. Главным ограничителем его проходимости является жалость водителя к сохранности бамперов и лакокрасочного покрытия.

Что дальше?

Сейчас Land Cruiser – это три линейки моделей: большой и роскошный Land Cruiser 200, немногим менее крупный и роскошный Prado и звезда Востока и Африки Land Cruiser 75. В ближайшее время «двухсотку» и Prado ждут обновления. Младший внедорожник получит новый 2.8-литровый дизельный двигатель, а старший автомобиль – изменённый экстерьер и новые опции. Конечно, «Крузакам» не избежать веяний рынка – даунсайзинг двигателей, снижение веса автомобилей, забота об экологии и всё большее применение электроники затронет и эти консервативные машины. Но ведь Toyota уже смогла один раз совершить революцию – Land Cruiser из рабочей лошадки превратился в премиальный автомобиль и при этом остался верен себе. Что-то подсказывает, что семейные ценности эти машины сохранят, несмотря ни на что. 

источник

Интересное

Бизнес-стиль

Вельвет, длина миди и голубой цвет: главные тренды осени и зимы в 2017-2018 годах

Короткие платья, брюки с цветочным принтом и кашемировые изделия уверенно теряют свои позиции

Базовый гардероб в вопросах и ответах

То, как мы выглядим – это поступок, продолжение нашего внутреннего я.

Женские костюмы в стиле модерн

Характерным является использование растительных орнаментов и мягких струящихся тканей.