Покупка Продажа НБУ
USD 26.80000 27.17391 27.07184
EUR 33.00000 33.55705 33.23339
RUB 0.46000 0.50000 0.47695

"Сохранить нельзя разрушить": в Харькове состоится премьера фильма-расследования об уничтожении памятников архитектуры

В субботу 17 февраля в 17:00 в Харьковской школе архитектуры состоятся премьера и обсуждение документального фильма «Сохранить нельзя разрушить». Его авторы, режиссёр Павел Сироменко и сценаристка Татьяна Омельченко, провели съёмки в Киеве, Днепре, Полтаве, Одессе, Львове, Ужгороде, Ивано-Франковске, Запорожье и, конечно же, в Харькове, записали интервью с 50 экспертами, зафиксировали на камеру 150 уникальных зданий. Фильм показывает, что проблема разрушения исторических зданий, с которой сталкиваются жители разных городов, не локальная для каждого населённого пункта, а системная. И решение для неё должно быть системным. Сложную задачу найти такое решение ставит перед собой команда проекта «Ctrl+S. Закон на защите культурного наследия Украины», в рамках которого и был создан фильм.

На предпремьерный показ 8 февраля в медиацентре “Накипело” авторы картины и организаторы проекта позвали журналистов, архитекторов, документалистов.

“Фильм получился, несмотря на всю серьёзность темы, очень красивый и солнечный. И я этому рада, — рассказывает руководительница проекта, директорка БО «Благотворительный фонд «Харьков с тобой», правнучка знаменитого академика архитектуры, харьковчанина Алексея Бекетова. — Некоторые на этапе подготовки говорили, что картине недостает драматичности, трагизма, потому что происходящее — это трагедия. Но ведь архитектура сама по себе прекрасна. И культурное наследие должно ассоциироваться с чем-то светлым и добрым, таков и наш фильм”.

Специалисты знакомы с темой, поднятой в документальной ленте, и согласны, что фильм — хороший способ о ней заявить во всеуслышание. Ещё важнее — показать картину молодым архитекторам. Поэтому выбор Харьковской школы архитектуры как площадки для премьеры и откровенного разговора был очевиден.

«Проблема системная, общая для всей Украины. Но к ней по-разному относятся в разных городах, - считает режиссёр Павел Сироменко. - Если во Львове не стали ждать, когда будут исправлены нормы в законодательстве и сами занялись защитой своего архитектурного богатства, то в других городах ждут манны небесной».

Искать решение сложившейся ситуации – задача для всего общества. Тем временем юристы проекта «Ctrl+S. Закон на защите культурного наследия Украины» работают над созданием поправок в законодательство о защите архитектурного наследия, которые сведут к минимуму коррупцию в сфере. Эти поправки планируется внести на рассмотрение Верховной Рады.

“Фильм - не самоцель, а инструмент: нам хочется рассказать о проблеме доступным способом большому количеству людей, обсудить её, — объясняет задачу показа Елена Рофе-Бекетова. — Мы живём в историческом городе, поэтому тема касается каждого харьковчанина, и мы приглашаем всех на просмотр и обсуждение картины. Но особенно тех, кто живёт в исторических зданиях и заинтересован в том, чтобы сохранить их”.

То, что мы узнаём из СМИ, из социальных сетей – лишь верхушка огромного айсберга, считают юристы проекта. В одной только Харьковской области 34 здания, находящихся в списках охраняемых, фактически уничтожены. Ещё 22 разрушены настолько, что утратили архитектурную ценность, заброшены — 68. Авторы по всей Украине зафиксировали на камеру так много архитектурных памятников, что не все удалось поместить в фильм. Среди тех, что всё же попали в окончательную версию картины – харьковские “Крыша мира” (переулок Театральный, 5), “Дом Сурукчи” (улица Садовая (бывшая Чубаря), 7), “Госпром”, здания архитектурного ансамбля на пл. Конституции.

Документалисты брали интервью у активистов, архитекторов, реставраторов, представителей разных ветвей власти. Например, взяли комментарии у мэра Львова Андрея Садового и министра культуры Украины Евгения Нищука. Также пообщались с зарубежными экспертами из Германии, Польши, России. Среди девяти харьковских экспертов фильма: архитектор и реставратор Владимир Новгородов, экскурсовод и художник Максим Розенфельд, архитекторка Евгения Губкина, депутатка Харьковского городского совета, председательница депутатской группы «Охрана культурного и архитектурного наследия Харькова» Елена Горошко. Например, Владимир Новгородов считает, что фильм может стать важным шагом к решению проблемы:

«Эта картина – очень полезная и важная. Но если ее показывать только специалистам, толку будет немного, - уверен архитектор. - Нужно ее показывать широкому кругу зрителей, а особенно молодым людям и даже детям».

Режиссёр-документалист, основатель студии «Док.Кино.Трансформация» Дмитрий Коновалов также считает, что картина появилась очень вовремя: «Авторам необходимо было обратиться к проблеме, представить её, сделать экспозицию. С этой задачей картина справляется – проделана огромная работа, опрошено большое количество людей, сняты уникальные здания. Кто знает, возможно, в последний раз».

В необходимости такого фильма уверен харьковский журналист и историк Филипп Дикань, ставший «голосом» фильма: «Нужно, чтобы правила обращения с культурным наследием были общеизвестными и общеобязательными, как правила дорожного движения. Это не сложно».

Показ картины для широкой аудитории и обсуждение с авторами состоятся в субботу, 17 февраля, в 17:00 в Харьковской школе архитектуры (ул. Конторская, 5). Вход будет бесплатным, но организаторы просят зарегистрироваться, чтобы всем хватило места. В течение февраля-марта авторы фильма также покажут его в Полтаве, Киеве, Тростянце, Запорожье, Одессе, Днепре, Ужгороде, Львове, Ивано-Франковске.

Интересное

Бизнес-стиль

Антикризисные меры: 10 способов обновить гардероб, не потратив денег

Мы знаем 10 простых способов обновить ваш гардероб и обойтись при этом минимальными тратами либо вообще без них!

Новые образы и силуэты для женщин plus size

Уберите в дальний угол мешковатые вещи, которые скрывают не только недостатки, но и достоинства. Попробуйте новые силуэты и сочетания!

Вельвет, длина миди и голубой цвет: главные тренды осени и зимы в 2017-2018 годах

Короткие платья, брюки с цветочным принтом и кашемировые изделия уверенно теряют свои позиции