Покупка Продажа НБУ
USD 26.18000 26.45503 26.26156
EUR 31.10000 31.54574 31.41145
RUB 0.44500 0.47001 0.45551

Почему в Украине рекордно дорожает газ для авто и когда это закончится

В Украине снова лихорадит рынок автогаза. По данным консалтингового агентства А 95, за последние полтора месяца - с 1 июля по 17 августа - оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и перешагнули отметку в 24 тыс. грн/т, что стало абсолютным рекордом последних лет.

На ценовой ажиотаж в опте отреагировала и розница. Если еще в начале лета автомобилисты заправлялись по 12 грн./л., то сейчас цены вплотную приблизились к психологической отметке в 15 грн./л.

Всего за пару дней - с 18 по 21 августа - цены на киевских  заправках выросли на 1,5 грн./л, до 14,99 грн./л.

Но главный шок случился 22 августа. Как рассказал "Стране" директор по продажам "Укравтономгаз" Михаил Шубан, на торгах оптовая цена взлетела до 29 тыс. грн./т.

Розница тут же начала переписывать ценники. На некоторых столичных заправках появились цифры 15,4-15,5 грн./л.

И это только первая реакция: уже через пару дней газ начнут продавать по 16-17 грн./л, - прогнозирует Шубан.

"Страна" разбиралась в чем причина столь резкого подорожания традиционно дешевого автотоплива, когда цены откатят назад и есть ли еще смысл переоборудовать прожорливые бензиновые машины на "экономный" пропан- бутан.

Золотой вакуум

Конца газовой ценовой гонке пока не видно. "На рынке образовалась дыра в 25-30 тыс. т. Это 20% месячного потребления и 10 танкеров сжиженного газа. Закрыть такие объемы оперативно вряд ли получится", - считает руководитель агентства А95 Артем Куюн.

Причина рекордного дефицита в том, что за последний год окончательно "сломались" практически все логистические цепочки поставок автогаза в Украину.

Самый крупный поставщик сжиженных углеводородных газом (СУГ) в нашу страну - Россия - ввела экспортные ограничения из-за дефицита на внутреннем рынке. Плюс вмешалась политика - отгрузки в Украину сократились из-за взаимных санкций между нашими странами.

Пока нас хотя бы частично выручают белорусы, которые уже наладили хороший бизнес на перепродаже российского товара, в том числе, и автогаза, под видом своего.

"Плюс у ключевых поставщиков, той же Белорусии и Казахстана, возникли сложности с отгрузками из-за ремонтных работ на заводах. Сейчас им самим не хватает газа",- добавляет Куюн.

К примеру оба белорусских газоперерабатывающих завода (ГПЗ) - Мозырьский и Речинский проводят плановый ремонт.

"На Мозырьском НПЗ запланирован ремонт 22 установок. Работы будут проводиться с 17 сентября по 31 октября 2017 года. Хотя завод декларирует бесперебойные поставки нефтепродуктов за счет запасов продукции, существует психология рынка: трейдер учитывает сокращение объемов поставок. Импорт сжиженного газа из Беларуси по итогам последних месяцев составляет 49%", - рассказал руководитель НТЦ "Психея" Сергей Сапегин. 

Газовая география

Отечественные импортеры начали искать альтернативу российскому газу уже давно, после того, как СБУ в прошлом году задержала на границе несколько крупных партий автотоплива, заподозрив его владельцев в "финансировании терроризма". Тогда рынок также впал в ступор: мгновенно образовался дефицит и выросли цены. Но вопрос удалось решить, хотя, по слухам, поставщикам и пришлось сильно потратиться, задабривая силовиков. А на первые роли в поставках, по данным СМИ, вышли структуры связанные с ... Сергеем Курченко.

Параллельно стал увеличиваться импорта газа из Италии, Венгрии, Литвы и Польши.

Но, как показывает практика, равноценной замены российскому СУГ мы так и не нашли.

По данным А95, за первые 20 дней августа импорт сжиженного газа железнодорожным транспортом составил 46,7 тыс. т, что на 24,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.  

По сравнению с июлем 2017, поставки сократились на 9,5%.

При этом более 55% всего импорта все равно приходится на Россию (26 тысяч тонн), 40% - на Беларусь (19 тысяч тонн). 700 т "приехало" из Казахстана.

Пресловутые альтернативные направления, на которые так рассчитывали наши импортеры, пока дали лишь около 5 тыс. т (3,7 тыс. т по морю, 1,19 тыс. т из Литвы и 42 т из Словакии).

Как рассказал Куюн, развитие новых каналов поставки сдерживают проблемы с логистикой.

"Катастрофически не хватает вагонов. Дефицит есть в том числе и на российском направлении - железнодорожные ведомства обеих стран так активно воюют, что в итоге выбить вагоны под газ становится все сложнее. К тому же "Укрзализныця" работает очень медленно. Скажем, доставка вагонов под погрузку СУГ в Румынию и дорога товара в обратном направлении занимает до 40 дней, работать с таким коридором очень дорого и рискованно", - говорит эксперт.

Автомобильный транспорт, который позволяет завозить газ из Венгрии и Польши, тоже в дефиците. У наших транспортных компаний проблемы с европейской сертификацией газовозов, а те же венгры и поляки свои машины давать отказываются - они и так работают со 100%- й загрузкой. 

Балоны уже не спасают

Резкое подорожание газа стало настоящим шоком для наших водителей. Ведь на фоне роста цен на бензин и дизель СУГ оставался по сути единой альтернативой хоть как то экономить на топливе. Не удивительно, что потребление автогаза в Украине стабильно растет.

Пока на рынке не началась ценовая гонка, весной 2017г, баланс СУГ составлял порядка 330 тысяч тонн, что на 8% больше, чем в прошлом году. В 2016 продажи газа ежеквартально росли на 30%. В итоге объемы реализации СУГ составляют порядка 580 млн.л в квартал, что на треть больше, чем бензина и примерно соответствует продажным показателям дизельного топлива (590 млн. л).

Дошло до того, что об установке газобалонного оборудования (ГБО) задумались даже владельцы дорогих внедорожников с "прожорливыми" моторами, в частности, продавцы оборудования рассказали "Стране", что среди их клиентов много счастливых обладателей Range Rover, BMW X 5, Jeep и др. Под таких заказчиков мастера стали поставлять высококачественное ГБО из Италии по 2-3 тыс. евро.

По расчетам Куюна, ездить на газе имеет экономический смысл, если топливо стоит не дороже 15 грн./ л. То есть, сейчас рынок как раз приблизился к этой критической отметке. "Понятно, что спрос на ГБО резко упадет", - считает Куюн.

НТЦ "Психея" констатирует: окупаемость ГБО уже резко упала. Компания составила рейтинг регионов Украины, где этот показатель снижается наиболее стремительно. Лидирует в нем Сумская обл., где стоимость автогаза на момент проведения исследования составляла 13,74 грн./л, а бензина - 24,4 грн.

В тройку вошли также Николаевская и Запорожская области (13, 55 грн. и 13,42 грн./л соответственно). 

Эксперты считают, что по мере дальнейшего подорожания автогаза, водителям будет выгоднее ездить на бензине. Тем более, что, как рассказал руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев, ценам на бензин в Украине пока грозит лишь один фактор - возможный рост курса доллара. Мировые же котировки на нефть, а значит, и оптовые цены на нефтепродукты, в ближайшее время будут оставаться стабильными.

Снижение продаж газа из-за заоблачных цен может стать спасением для рынка. Ведь на фоне падения спроса дефицит уменьшится, а значит, ценовой ажиотаж сойдет на нет. 

Эксперты прогнозируют, что это случится уже в середине сентября. Впрочем, как долго продлится затишье, они прогнозировать не берутся.

источник

Интересное

Бизнес-стиль

Самые большие и частые ошибки в маникюре: что и почему вы делаете не так

Восемь самых распространенных ошибок, которые вы делаете во время маникюра

Женщины,сделавшие мужчин великими

За каждым гением стоит женщина, которая его таковым сделала. Это правило, которое почти не допускает исключений.

ТОП-9 летних причесок

9 вариантов укладок на каждый день, которые легко превратить в вечерние